четверг, 27 июня 2013 г.

ПИНСКАЯ ШЛЯХТА

После интересной экскурсионной поездки в «Мир-Несвиж», я продолжила погружаться в историю своего народа. С коллегой по работе мы посмотрели  в отреставрированном «Купаловском» театре «Пинскую шляхту»  по пьесе Дунина-Мартинкевича.


Этот спектакль, поставленный  по классическому  почти 200-летнему произведению белорусской драматургии,  меня поразил неожиданной  актуальностью  затронутых тем. 
Маниакальное стремление  Марыси выйти замуж, что бы никто вокруг не смог попрекнуть ее в том, что она засиделась в девках; Анна Хитрик как всегда была на высоте (иногда хожу специально на нее).




Критика царских судов, коррупция среди «нечестных» чиновников, которые думают только о том, где, как и кого еще можно обобрать. А желание видеть даже в самом маленьком клерке очень важное ЛИЦО, которое вершит судьбу. Что это?  Неужели время сменяется, а люди – нет


Сам конфликт, вокруг которого разворачивается действие пьесы построен на том, что один шляхтич назвал другого мужиком, хотя у того были родовые грамоты. До отмены в Российской империи крепостного права 1861 года шляхтич и мужик занимали в социальной иерархии разные ступени. Поэтому и была очень сильной обида: назвать шляхтича мужиком. Принизить его человеческую гордость. То, что  комично поддается  в пьесе, было для обедневших шляхтичей вопросом жизни и смерти, от страха потерять все – их большое желание выглядеть более властными, умными и важными, чем на самом деле. От страха они хитрят, лгут и дерутся.

       
 В финальной сцене великой шляхетской драки  шляхтичи срывают с себя рубахи и машут кольями  только в полотняных штанах и сорочках. 
А потом…  вдруг озарение ... устали быть не собой что-ли … шляхтичи снимают сорочки и у каждого припрятаны  вышитые шелком и золотом штандары и гербы, с которыми защищали честь и РОДИНУ их предки. Шляхтичи осторожно разворачивают реликвии, прикрепляют на древки с колов, которыми недавно бились с друг другом  и величественно, с гордостью поднимают над головами. 

Главный режиссер Николай Пинигин в одном интервью говорил про то, что стремиться  найти в аморфных белорусах  стержень, который стал бы для них же опорой. Этот стержень – шляхта, шляхетский  дух, которым так славились многие белорусские герои. То, что превращает разрозненные земли в государство.Зритель вправе трактовать финал по-своему. Заслуга спектакля в том, что каждый так и или иначе найдет в нем что-то для себя.

ЗЫ: фото с http://kupalauski.by/

Комментариев нет:

Отправить комментарий