После
интересной экскурсионной поездки в «Мир-Несвиж», я продолжила погружаться в
историю своего народа. С коллегой по работе мы посмотрели в отреставрированном «Купаловском» театре
«Пинскую шляхту» по пьесе
Дунина-Мартинкевича.
Этот
спектакль, поставленный по
классическому почти 200-летнему
произведению белорусской драматургии, меня
поразил неожиданной актуальностью затронутых тем.
Маниакальное
стремление Марыси выйти замуж, что бы
никто вокруг не смог попрекнуть ее в том, что она засиделась в девках; Анна Хитрик как всегда была на высоте (иногда хожу специально на нее).
Критика царских судов, коррупция среди «нечестных» чиновников, которые думают только о том, где, как и кого еще можно обобрать. А желание видеть даже в самом маленьком
клерке очень важное ЛИЦО, которое вершит судьбу. Что это? Неужели время сменяется, а люди – нет
Сам конфликт, вокруг которого разворачивается действие пьесы построен на том, что один шляхтич назвал другого мужиком, хотя у того были родовые грамоты. До отмены в Российской империи крепостного права 1861 года шляхтич и мужик занимали в социальной иерархии разные ступени. Поэтому и была очень сильной обида: назвать шляхтича мужиком. Принизить его человеческую гордость. То, что комично поддается в пьесе, было для обедневших шляхтичей вопросом жизни и смерти, от страха потерять все – их большое желание выглядеть более властными, умными и важными, чем на самом деле. От страха они хитрят, лгут и дерутся.
В
финальной сцене великой шляхетской драки шляхтичи срывают с себя рубахи и машут кольями
только в полотняных штанах и сорочках.
А
потом… вдруг озарение ... устали быть не собой что-ли … шляхтичи снимают сорочки и у каждого припрятаны вышитые шелком и золотом штандары и гербы, с
которыми защищали честь и РОДИНУ их предки. Шляхтичи
осторожно разворачивают реликвии, прикрепляют на древки с колов, которыми
недавно бились с друг другом и величественно,
с гордостью поднимают над головами.
Главный
режиссер Николай Пинигин в одном интервью говорил про то, что стремиться найти в аморфных белорусах стержень, который стал бы для них же опорой.
Этот стержень – шляхта, шляхетский дух,
которым так славились многие белорусские герои. То, что превращает разрозненные
земли в государство.Зритель вправе трактовать финал по-своему. Заслуга
спектакля в том, что каждый так и или иначе найдет в нем что-то для себя.
ЗЫ: фото с http://kupalauski.by/
Комментариев нет:
Отправить комментарий